Назад

Региональный многопрофильный
колледж г. Лермонтов

9 мая- день Победы!

Доклад студента колледжа о музее




 



 

Я, Заславский Святослав, студент 2 курса Регионального Многопрофильного колледжа г. Лермонтова, являюсь координатором работы орг. группы военно-этнографического музея «Связь времен – связь поколений». До учебы в колледже поисковой работой не интересовался, но поступив в колледж и побывав на уроке истории у преподавателя Романовой Л.И., на котором рассказывалось об экспонатах музея, собранных руками студентов нашего колледжа, а также рассматривал фотографии наших выпускников, служивших в армии в горячих точках, закончивших высшие учебные заведения, занимающих высокие должности, я понял, что история нашей России складывается из судеб наших же студентов, таких как я. Так я начал заниматься поисковой работой. Сейчас я уже студент 2 курса и у меня тоже есть небольшие успехи: я – координатор работы орг. группы музея. Орг. группа вместе с преподавателем Романовой Л.И. разработала проект развития музея по вертикали и по горизонтали.

Моя задача, как координатора орг. группы, заключается в систематизации поисковой работы, обработке поступающих в фонды музея новых документов, экспонатов. В орг. группу также входят экскурсоводы, ремонтно-реставрационная бригада. Экспонаты, документы собираются силами преподавателя истории Романовой Л.И. и группой единомышленников, куда входят студенты, их родителя учителя. Поисковая работа ведется по двум основным направлениям: военно-патриотическому и этнографическому.

Гордостью нашего небольшого музея мы считаем экспозицию: «Наши деды на защите Отечества». Здесь собраны материалы о военном и мирном прошлом наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, участников I и II Мировых войн, Советско-финской войны. Экспозиция состоит из писем фронтовиков, фотографий, газетных вырезок тех далеких лет, медалей, орденов, косок времен Великой Отечественной войны и т.д., а также рефератов студентов на тему « «История моих предков», «Семейные летописи». Эти рефераты студентов – итог поисковой работы по созданию семейных летописей. Собирать материалы им помогают мамы, папы, бабушки, дедушки и другие родственники. Я тоже работаю над созданием летописей моей семьи, истории колледжа и г. Лермонтова, узнаю много нового и интересного о своих предках и достопримечательностях нашего города.

В качестве примера проведенной работы хочу рассказать об одном очень интересном документе, который передал на хранение в музей выпускник 2003 г. Коваленко Александр: небольшая зеленая книжечка с немецкой свастикой на обложке. Мы сразу не поняли, что это за документ. Когда перевели содержание, оказалось, что педантичные по характеру немцы выдавали такие «трудовые книжки» советским людям, угнанным на принудительные работы в Германию. На первой странице указана фамилия3пленного, его отпечатки пальцев, фотография и личный номер. Несмотря на то, что семья Александра могла бы получить компенсацию, которые которую выплачивает Германия всем бывшим узникам фашизма, но все и мама, и папа, и сам Саша решили передать этот документ в наш музей, считая, что память не продается, и молодому поколению будет интересно знакомство с этим документом. Работая над этим документом, орг. Группа неоднократно встречалась с Сашиными родителями и бабушкой. В результате выяснилось, что в состоянии контузии двоюродный дедушка Саши был вывезен в Германию, но не как военнопленный, а как гражданский человек, привлекался к принудительным работам на каком-то руднике на территории Германии. После победы вернулся с частями Красной Армии на Родину в г. Пятигорск, но эту книжечку прятал, так как многие военнопленные подвергались репрессиям по возвращению на Родину. Документ был обнаружен после его смерти в 1964 году. Разговаривать о плене, по воспоминаниям бабушки, он не любил. Так, ведя исследовательскую работу с этим документом, мы узнали не по учебнику истории, а воочию о двух этапах истории – Великой Отечественной войны и послевоенном периоде.

В результате поисковой работы исследована судьба прадедушки нашего выпускника Проскурина Данила. Данил передал на хранение в музей «похоронку» - извещение о гибели прадедушки Романове Иване Ивановиче, погибшем в сражении на Курской дуге, Книгу памяти, в которую занесены имена участников Великой Отечественной битве, фотографии из семейного архива. Когда его прадедушка ушел на фронт, у него оставалась жена и пятеро сыновей, старшему сыну едва исполнилось 9 лет. В дату 55летия Победы Советских войск в сражении под Курском семья Данила ездила на место сражения, и совершенно случайно встретились с медсестрой того госпиталя, где лежал с тяжелым ранением ног прадедушка. Медсестра, Зоя Петровна, тогда уже пожилая женщина, рассказала, что умер он от недостатка перевязочного материала. Очень много была раненых, медсестра не успевала всем вовремя оказать помощь. Она говорила, что столько было раненых, столько умирало, что не успевали закрывать глаза. Романов Иван Иванович захоронен под Курском под номером №3277.

Интересны документы, переданные в музей Виговским Сергеем, который познакомил нас со своей бабушкой Виговской Анной Тимофеевной, она и сейчас в строю, встречается с нашими студентами и рассказывает о тех сражениях, в которых принимала участие. Ушла Анна Тимофеевна на фронт, едва ей исполнилось 18 лет, из города Ленинграда, где училась в техническом училище, дошла до Берлина. У Анны Тимофеевны есть две фотографии на фоне Рейхстага и ее роспись. В музей она передала свои фронтовые фотографии, две грамоты за взятие Берлина под личной росписью маршала Г.К. Жукова, и за взятие Зиловских высот. Анна Тимофеевна встречалась с Егоровым, который вместе с Кантарией водрузили знамя победы над Рейхстагом в Берлине.

В экспозиции «Наши деды на защите Отечества» представлены более 100 экспонатов, десятки документов и фотографии. За каждым из них судьбы людей, целой эпохи истории. Изучая историю по экспонатам и документам экспозиции, чувствуешь свою сопричастность к тем далеким событиям, гордишься своим прошлым, истории страны.

Экспозиция музея «Наши выпускники на защите Отечества», «Наши выпускники в горячих точках» рассказывают о наших студентах – выпускниках, прошедших службу в армии. Многих мы знаем и гордимся ими. Наши выпуски пишут письма преподавателю Романовой Л.И., часто приходят к ней в колледж, приезжая в отпуск, демобилизовавшись. Пополняют экспозицию музея фотографиями, грамотами, наградами, личными вещами, значками, шевронами, военными формами. Они рассказывают о военной службе. Эта Экспозиция начинается с фотографии первого выпускника нашего колледжа, тогда в 1986 году филиала Минераловодского СППУ № 2, который служили даже в Афганистане, затем в Нагорном Карабахе.

В музее есть парадная фуражка нашего преподавателя Новикова Бориса Львовича, военного летчика в отставке, принимавшего участие в Афганской войне. Его рассказы об этих события просто захватывают дух! Здесь же представлены фотографии и ксерокопии «ордена Мужества», и удостоверения к этой награде нашего выпускника Козлова Михаила, участника событий в городе Кизляре и с. Первомайском в Дагестане. Миша потерял в результате тяжелого ранения зрение. Но этот мужественный парень не потерял силу духа, желание жить. Он пишет стихи и музыку на них.

Он учился в музыкальной школе, а в 2003 году поступил в высшее учебной заведение на факультет психологии! Миша приходит к нам в колледж на встречи. Мы гордимся, что в нашем колледже учились такие люди. «Орден Мужества», которым награжден Михаил, не случайная его награда. Он действительно мужественный человек, он никогда не жалуется на судьбу, он кристально честный человек, не любит фальшь, и чувствует ее. Пообщавшись с ним, становишься лучше, сильнее, честнее. Это один из примеров, но можно рассказывать о судьбе многих студентов, чьи фотографии представлены в музее.

Рассказывал о тяжелом периоде в истории нашей Родины на пути к распаду СССР и становлением Российской Федерации, о так называемых «горячих точках», преподаватель истории, рассказывает не по отшлифованным страницам учебников, но и по рассказам наших выпускников, прошедших все «горячие» точки, начиная с Афганской и заканчивая II Чеченской войной. И сейчас некоторые наши выпускники служат в «горячих точках». Мы ждем их живыми.

Экспозиция «Мы здесь учились» представлена фотоальбомами выпускников, которые они в шутку называют «дембельскими альбомами». Выпускные альбомы готовят выпускные группы, и они представляют собой как бы летопись колледжа. Их очень интересно смотреть, в них пожелания будущим поколениям, студентам нашего колледжа и слова благодарности мастерам производственного обучения, преподавателям и администрации колледжа. Сделаны альбомы в полушутливой форме, отражают веселые студенческие годы. Когда мы второкурсники будем выпускниками, мы тоже сделаем свой выпускной альбом.

В последние три года ведется поисковая работа по этнографическому направлению развития музея. Идет поиск и пополнение материалов музея экспонатами, характеризующими жизнь и быт народов Ставропольского края и Северного Кавказа.

С появлением каждого нового экспоната работы у организационной группы музея прибавилось. Для того, чтобы описать каждый экспонат этой экспозиции недостаточно записать в картотеку, кто и где нашел его. Нужна информация об истории создания и развития. Для этого необходимо много работать в библиотеках КМВ, пользоваться сетью «Интернет». Много интересного преподносят члены орг. группы музея о каждом экспонате.

Например, раздел «Денежные знаки России» у нас представлен более чем 90 экспонатами, начиная с эпохи Екатерины II. Многие денежные знаки не изучены и не описаны, но кое-что мы уже знаем и предлагаем работу.

Экспозиция «Духовная культура Ставрополья» представлена книжными изданиями, начиная с XIX века, иконами и другими атрибутами православной церкви.

В музее имеются балалайки, гармони изготовленные в XIX веке. Экспозиция «убранство крестьянской избы» представлена самопряхами, глиняной посудой, рушниками, полотенцами, деревянными ложками, мисками, горшками, вышитыми скатертями, чарками, рогом, кувшинами, флягами, самоварами, коромыслом, чугунками, утюгами и т.д. Поиском информации об истории создания этих предметов занимаются многие студенты колледжа.

Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заносится в картотеку. Фонды музея делятся на основной (подлинники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (ксерокопии, описания, история создания, макеты, фотографии и т.д.). Музей организует свою работу на основе самоуправления и вовлечения большого количества студентов в поисковую работу по пополнению фондов музея.

Заславский Святослав,
студент колледжа

Хостинг от uCoz